Форум Юдха йога Садхана со Свами Ранинанда. Forum Udha yoga Sadhana - dynamic yoga, modern reconstruction by Swami Runinanda




http://parapsiu.narod.ru/gtri_mant_001_files/_udha_yoga059p843c20.gif





Юдха йога Садхана со Свами Ранинанда. Udha yoga Sadhana with Swami Runinanda

современная реконструкция динамической индусской йоги
Текущее время: 19-04, 05:54

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 18-10, 08:45 
Не в сети
Site Admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09-12, 21:01
Сообщения: 221
Откуда: Israel, Jerusalem
    Для чего нужна йога и есть ли в ней опасность для здоровья? (из книги Бориса Сахарова "Йога из первоисточников")
    :: Publish archive by Swami Runinanda स्वामी_आरयूनीनंदा_::

    Следующий вопрос гласит: не опасна ли для нас ЙОГА? Здесь мы должны признаться, что для нас эта область очень
    своеобразна, мы вступаем на целину, к которой каждое прикосновение подстерегают непредвиденные опасности. Ведь
    многие, особенно индийские авторы, указывают, что занимающийся ЙОГОЙ постоянно подвергается таким опасностям,
    которые, как например, может заявить авторитетно Свами Абхедананда, могут погубить невнимательного человека.
    Мне здесь бы хотелось со всей своей убедительностью подчеркнуть, что ЙОГА сама по себе никакой опасности не
    имеет, уже хотя бы потому, что этот путь представляет собой полную смысла и систематически построенную стимуля-
    цию совершенно естественных процессов человеческого развития. Эта стимуляция, при условии, что она правильно
    предпринимается, столь же мало опасна, как, скажем, спонтанное развитие речи у ребенка, которое должно быть
    поддержано надлежащей и целесообразной помощью взрослого. Какой опасности подвергается ребенок, растущий в
    окружающей среде, причем возможность влияния вульгарного и убивающего душу жаргона посильно исключена?
    Каждый иностранец, желающий изучить чужой для него язык, должен бы подчиниться этому закону спонтанного,
    естественного развития, – иначе он не избежит опасности, что у него будут впоследствии проскальзывать ошибки коверкают
    язык, что они усиленно стараются скрыть за грамматическими оборотами.
    То же самое происходит и с иностранцами в чужой для них области ЙОГИ. Появляются три возможности:
    1. Вы направляетесь в Индию, в эту страну чудес, и стараетесь длительное время, – несколько месяцев, – жить среди
    индийских йогинов, подражать их таинственной практике и образу жизни и проникнуть в их строго хранимые тайны. Это
    лучший, но и самый трудный и дорогостоящий путь, из всех нас доступен не каждому. Пример Пауля Брантона, исколе-
    сившего всю Индию в поисках мастеров ЙОГИ и почти на грани сомнения от долгих неудач готового вернуться на Запад,
    но в последний момент круто принявшего решение начать все сначала, у всех нас в памяти. А кто может гарантировать,
    что одному из нас больше повезет, кто вообще может оплатить подобное путешествие и многолетнее пребывание там?
    Большинству людей остается единственная возможность идти двумя другими путями.
    2. Вы покупаете себе книгу по ЙОГЕ, написанную настоящим йогином. И одновременно с этим вы попадаете в зону
    опасности. Ибо йогины, настоящие мастера этого дела, избегают, как правило, открытых дорог и человеческой суеты
    больших городов. Они избегают гласности, чтобы не ставить на карту свое душевное равновесие путаницей или неутоми-
    мостью миллионов. Поэтому они неохотно выезжают за границу, – в Европу или Америку, – а если они читают лекции
    или курс ЙОГИ, то ограничивают число своих слушателей до чрезвычайно малого числа избранных. Этим избранным
    они действительно дают лишь скелет духовной техники.
    Если их доклады стенографируются, то они в большинстве своем публикуются без необходимых комментариев.
    Опасности такой схематично набросанной практики совершенно очевидны. Чтобы показать это на примере, рассмотрим
    указание к пресловутой КХЕЧАРИ МУДРА, чисто телесному упражнению, образующему венец ХАТХА-ЙОГИ и обеща-
    ющем упражняющемуся заманчивую перспективу, как преодоление голода, жажды, усталости, несокрушимости фи-
    зического здоровья, а также устранение возрастных явлений и даже смерти. И при этом это прямо-таки чудодейственное
    упражнение описано как вполне прозаическая, просто вполне возмутительно действующая процедура – связывающая
    наш язык и нижнюю челюсть мембрана постепенно прорезается и освобожденный этим и удлиненный специальными
    упражнениями язык вставляется в отверстие мягкого нёба. Человек посредством этого входит в состояние транса, при
    котором он не чувствует ни голода, ни жажды, ни других телесных потребностей или нехваток, не подвергается старе-
    нию или смерти. Без каких-либо комментариев это очень заманчивое достижение расхваливается как вершина ЙОГИ. И
    все же каждый упражняющийся умрет наверняка, как бы осторожно он не занимался этой абсурдной практикой, но без
    указаний.
    Я совсем не хочу ставить под сомнение возможности, что подобным образом выживают заживо погребенные индий-
    ские йогины. Является фактом, что имелись и имеются йогины, которые не только останавливают дыхание и деятельность
    сердца далеко на больший, чем известный нам максимум времени в 6 минут, а могут даже продлить его на недели
    и месяцы. Но очень сложная техника дыхания и не только глотание языка играют здесь главную роль. Проглатывание
    языка ставит целью лишь прозаичные вещи – оно должно воспрепятствовать проникновению внутрь тела вредных насе-
    комых (муравьев, к примеру), об этом знает любая операционная сестра, которая дает наркоз, что если ставший под
    действием наркоза безжизненный язык закрывает дыхательные пути, то пациент задохнется, так и не постигнув этой
    высшей вершины практики ЙОГИ. Правильная практика ЙОГИ не имеет ничего общего с этим факирским глотанием
    языка, а понимается чисто эзотерически.
    Не менее опасно, если даже не столь фатально действующие все или почти все другие упражнения, которые извест-
    ны, но недостаточно объяснены. К тому же йогин показывает или описывает упражнения в их полном совершенстве. Это
    может вероятно удовлетворить воспитанное поколениями тело индуса, но далеко не тело европейца, так как ему необхо-
    дима точная и до мельчайших деталей продуманная систематизация и постепенное повышение нагрузки. А это значит, что
    ученик каждым упражнением может овладеть лишь после года совершенствования. Это значит, что он весь год рискует
    принести себе вред неправильной техникой. Если у него нет точного указания, как овладеть правильной техникой, то
    зачастую нужны десятилетия, пока он этого не достигнет. Чтобы остаться при нашем сравнении, скажем, так учатся
    иностранному языку лишь подражанием, не изучая грамматики.
    3. Еще менее увлекательна другая крайность – посредством одних комментариев без правильного знания. Ныне есть
    много школ ЙОГИ, еще больше книг по ЙОГЕ, но мало трудов о ЙОГЕ. Здесь царит древний закон, по которому каждый
    неофит, обуреваемый чувствами, пытается разыгрывать из себя мастера. Почти каждый новоиспеченный приверженец
    ЙОГИ склонен чувствовать себя профессионалом и поучать других. Таких мастеров и такие школы мы видим в расцвете
    и увядании.
    Здесь опасности растут день ото дня. Хотя они не так велики, действуют они не мене опустошающе. Большинство из
    них объясняются тем, что такой мастер в своих путешествиях по Индии, что-то слышал или даже вычитал из книг и
    теперь пытается к этому действительно сомнительному нечто, добавить нелепый комментарий. Так как подлинных
    источников знания не хватает, а то и вовсе нет, ему не остается ничего иного, как прикрыть зияющие провалы всевозмож-
    ной мешаниной всевозможных, причем не всегда безупречных теорий западного происхождения. Так составляются они
    из несовместимых и даже противоречивых частей, и ничего удивительного, что читатель не в состоянии разобраться ни
    в искусственно созданных западных теориях или даже практике, ни в бережно хранимых остатках ЙОГИ, по той простой
    причине, что одно следует за другим и он все принимает за чистую монету. То, что это не просто злая критика, доказы-
    вает следующий пример. Нет ни одного индийского дыхательного упражнения, при котором воздух выдыхается через
    рот. Дыхание через нос ( за исключением одного единственного случая, когда воздух втягивается через язык) соответ-
    ствует физиологии дыхательных органов и является единственно правильным способом дыхания. И наоборот, выдыха-
    ние через рот является типичным явлением, даже правилом, во всех гимнастических школах Запада. Здесь я хочу особо
    подчеркнуть, что выдыхание через рот вызывает астму. Известен развивающийся долгие годы астматический хабтус
    Краума-Швиммера. Какая же западная астматическая школа может похвастаться тем, что техникой дыхания был выле-
    чен хотя бы один астматик, если не считать правильного индийского способа дыхания (так называемая БХАСТРИКА)?
    Исходя из этого, каждое индийское дыхательное упражнение основывается на более или менее длительной задержке
    дыхания. Лишь при сочетании этих обеих частей, не связывая как это требует правильная, но довольно строго хранимая
    в тайне, индийская техника положительного давления (задержка дыхания с воздухом) с отрицательным давлением
    (задержка дыхания без воздуха), избегают серьезной способности кроме астмы нажить еще эмфизему лёгких. Часты
    случаи пожизненного срыва здоровья, так что обязательно нужно своевременно изучить правильный индийский способ
    дыхания! Это только один из немногих примеров, которые можно привести в подтверждение сказанного нами о факте,
    что нельзя без ущерба для успеха в одно дыхание выполнять противоречивые упражнения Востока и Запада.
    Так мечутся некоторые неопытные приверженцы ЙОГИ между Сциллой и Харибдой – между знанием без комментария и
    комментариями без знаний, что и является единственной опасностью ЙОГИ. Следовательно, если увязать знание и
    комментарий, в ЙОГЕ нет никакой опасности, как и в любой другой дисциплине.
    Хотя в последнее время интерес к ЙОГЕ растет со дня на день и она стала модным занятием, многие люди настроены
    к этому целому комплексу вопросов довольно скептически. Это все очень красиво и хорошо, – говорят они, – и эта
    своеобразная наука может нам в конце концов очень пригодиться и даже не составляет опасности, но что это такое? Разве
    у нас недостаточно и без этого спортивных и гимнастических школ, жизненных реформ и, как они все там называются,
    зачем нам нужна еще и ЙОГА?
    Ну, ЙОГА не спорт и с гимнастикой не имеет ничего общего, даже в большей мере является ее прямой противополож-
    ностью. Любая гимнастика является мышечной деятельностью – мышцы контрагируют, т. е. сжимаются, значит более
    или менее напрягаются и вследствие этого устают. ЙОГА, напротив, не имеет ничего общего с развитием мышц, хотя они
    и развиваются как второстепенное. Мышцы упражнениями ЙОГИ расправляются, расслабляются и успокаиваются
    (этим объясняется другое, почему ЙОГА заменяет собой любой вид массажа), и любая усталость, если она и предше-
    ствовала упражнению, исчезает полностью и совершенно. Гимнастика является дальнейшим движением, порывом,
    сильным прыжком, рывком, упором или растяжением. ЙОГА – это покой, более или менее полная неподвижность и
    длительное минутное или даже часовое застывание в одной и той же позе, в том самом духовном и психологическом
    состоянии, и абсолютно не требует силы, достигая всего без скачка, а многое, во всех отношениях, достигается более
    постоянным упорным расслаблением тела, дыхания, мысли.
    Это расслабление является и всей тайной, единственным правилом ЙОГИ. Поэтому этот вид телесной деятельности
    годится для любого возраста, как для здорового, так и для больного. Хотя бы уже за одно это расслабление и нужна
    нам ЙОГА, потому что нам в первую очередь нужно расслабляться с любой точки зрения.
    Сегодня повседневная жизнь непрестанно вовлекает нас в мощный круговорот деятельности, требует от нас крайне-
    го напряжения всех сил в борьбе за существование – можно нам вообще расслабиться? Даже если это будет не больше,
    чем леность, бездушное безделие? А тем более, что мы видим в дикой природе, не знающей благ любимой цивилизации,
    звери всегда расслаблены, движутся почти лениво и при этом всегда в готовности, в мгновение они тем быстрее прыгнут,
    тем крепче схватят! С этих диких зверей, – если мы непременно должны восторгаться их самоуверенной гордой силой, –
    нам следовало бы брать пример и признать, что тем больше сил можно высвободить в нужный момент, чем будешь
    расслабленнее и спокойнее. Вместо этого наши нервы до предела натянуты, наши мышцы дряблы, каждый второй из нас
    судорожно напряжен и бегает вокруг со сжатыми кулаками и скрежетом зубов. Поэтому у нас происходит отказ именно
    тогда, когда нам срочно нужны силы, поэтому мы и страдаем от нервных потрясений, болезненного экстаза и т. п.
    Никакая игра и никакой спорт не дадут нам столь необходимого отдыха. Взгляните в какое-нибудь недельное обозре-
    ние со спортивными сообщениями – вместо истинно прекрасной разрядки, что там видно? В большинстве – дикая гонка,
    ожесточенная борьба за победу, искаженные лица, судорожная борьба за дыхание… И это называется отдыхом! Кому не
    понравится наша критика, пусть подумает хоть раз – ведь эти же атлетические бои проводятся по эллинскому образцу.
    Но есть ли ныне среди чемпионов мира, – при всем нашем уважении и признании, – хоть один атлет, который по этому
    эллинскому образцу был бы хотя бы приблизительно похож на божественное совершенство и гармонию? Поэтому
    настоящее расслабление нам остро необходимо, поэтому нам нужна ЙОГА, не как замена атлетике и спорта, а как
    дополнение, ибо ничто не дает такого полного расслабления и одновременно полной гармонии и эллинско-грациозной
    гармоничности тела, души и психики, как только ЙОГА.
    Запад знает лишь покой и деятельность и для него расслабление – чуть больше, чем отдых от усталости. Филосо-
    фия ЙОГИ, напротив, различает три состояния – ТАМАС (такой как инертность, апатия), РАДЖАС (деятельность как
    борьба, страсть), САТТВА (успокоение духа как гармония и мудрость) – все в ЙОГЕ, включая и питание, служит той
    единственной поставленной цели, во всякой области, как духовно, так и психически, достичь САТТВЫ. Западному человеку,
    между прочим, нелегко в каждом отдельном случае выбрать САТТВУ, не говоря уже о том, чтобы ее достигнуть, ибо мы привыкли
    не в последнюю очередь, благодаря рекламе и кино, как к само собой разумеющемуся, к восхвалению
    страсти, борьбы, соревнования. Так и с этой точки зрения нам требуется расслабление в нашей духовной жизни, в
    искусстве. Пойдите в оперу, на доклад или концерт. Кто там сидит спокойно и наслаждается музыкой или пением в
    полной мере? В большинстве случаев те, которые в силу своего возраста или возможностей лишены спорта. Молодое
    поколение непоседливо и выдает свою неспокойность бесконечным покашливанием и шарканьем ногами, оно не может
    долгое время находиться в покое. Поэтому оно с большим удовольствием стремится на соревнования по боксу и на
    футбольные матчи, где оно в волнении может бушевать. При этом я ничего не хочу сказать дурного об этих мероприяти-
    ях – девятый или кетч это дело вкуса, а каждый развлекается по собственному вкусу, хотя вкус, как и все в мире можно
    также культивировать!
    Здесь ЙОГА тоже может быть нам весьма полезна, потому что она благодаря дыхательной технике и концентрации
    мысли, которая является завершающим этапом того же расслабления, в большей мере служит облагораживанию
    всего нашего существа в медитации. По наиболее меткому из всех определений, ЙОГА является отсутствием волн в море
    души . Наш дух подобен морю, поверхность которого постоянно волнуется под ветром побуждений, желаний и колы-
    шется волнами (душевными движениями). Все искусство ЙОГИ состоит в том, что она достигает полного штиля . В той
    мере, в которой этот штиль достигнут и поверхность души становится зеркальной гладью, отражается весь прекрасный
    ландшафт (высшие и благороднейшие чувства и откровения) и до такой степени, что в заключение через полностью
    устоявшуюся кристально чистую воду можно смотреть на дно (наше подлинное Я). Этот штиль называется НИРВАНА –
    высшая цель ЙОГИ (НИР – без , ВАНА – дуновение ветерка ). Это конечная цель земного бытия, равноценная царству
    богов и поэтому она – не ничто.
    По этой причине, ЙОГА не является также заменой нашей религии, как могут подумать некоторые, скорее всего она –
    полноценная помощь. Свами Вивекананда сказал однажды: Нам, индусам, не интересно импортировать религию с Запа-
    да. Нам достаточно унижения и всего другого, что приходит с Запада . Точно также думаем и мы, когда мы повсюду
    вмешиваем слова Запад и Восток . Снова и снова слышим о намерении достигнуть понимания между Востоком и Запа-
    дом, об обмене духовного потенциала на технические достижения, о всемирной религии. Некоторые йогины хотели бы
    принести в Индию все блага цивилизации, но за то, чтобы пропагандировать на Западе индийскую религию. Это выглядит
    почти также, как если бы дед вполне серьезно говорил своему внуку: Дай мне покататься на твоей лошадке, а за это я
    тебе расскажу сказку . Ибо точно также, как некоторые индийские теории сказочно превосходят Запад, так наша гордая
    техника столь же ничтожна, как конь-качалка для достигших совершенства йогинов, которые давно переросли детские
    игрушки – расщепление атома, радары, водородные бомбы.
    Что касается нас, людей Запада, то нам не нужно в Европе ни буддийских монастырей, ни индуистских АШРАМОВ, ни
    даже всемирной религии. Нам нужна ЙОГА, которая не отнимает время как религиозная монополия, как во всех других
    религиях, а которой свойственно в первую очередь правильное понимание и возможность помощи нам. Если мы действи-
    тельно верим в законы переселения душ и КАРМУ, мы должны признать, что мы не случайно родились на Западе, не по
    недосмотру родителей стали христианами, что Христос приходил не напрасно.
    Если нам непременно хочется ввести у нас некоторые индийские традиции и обычаи, то, прежде всего, надо признать
    свой очаг священным, собственный клочок земли как основу для объединения народов, собственную веру как всемир-
    ную религию. Да поможет нам в этом ЙОГА!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB



http://parapsiu.narod.ru/gtri_mant_001_files/_udha_yoga059p843c20.gif


На главную страницу