|
Site Admin |
|
Зарегистрирован: 09-12, 21:01 Сообщения: 221 Откуда: Israel, Jerusalem
|
ॐ Санкхья, её этимология и структура взаимодействий её частей. Санхья - универсальная философская основа, структурный базис в любой йоге :: Publish archive by Swami Runinanda स्वामी_आरयूनीनंदा_::
Цитата: *** Главные, не сами дела или деяния, а последовательная цепочка мотиваций, которая приведет вас к закономерному и неприложному результату, и соответственно к некой цели, в зависимости от чреды ключевых персональных узлов вашего Выбора в направлениях искомых мотиваций,- как нас учат все великие Гуру (comment Swami Runinanda).
Санкхья, самкхья (санскр. संख्या, saṃkhyā IAST - «перечисление») - философия индийского дуализма, основанная Капилой. В мире действуют два начала: пракрити (материя) и пуруша (дух). Цель философии санкхьи - отвлечение духа от материи.
Этимология
В основе слова «санкхья» лежит корень KHYA (ख्य), в качестве глагола обозначающий — «это называется»; пассивная форма — «известный», «названный», существительное -«взгляд», «мысль», «идея». С приставкой SAM («вместе») корень образует глагольное имя sankhyā -«число», «счёт», что означает «исчисление». Санкхьяик — тот, кто производит исчисление.
Развитие санкхьи Санкхья в своём развитии прошла четыре периода: 1.Санкхья Капилы (VII—VI вв. до н. э.) утверждала как относительный монотеизм, так и абсолютный монизм, основные положения исходят из Вед и Упанишад. 2.Атеистическая санкхья буддийского периода, ставшая таковой под его воздействием. При помощи логики санкхья пыталась обосновать реальность «Я» перед нападками буддизма и пришла к логическому выводу о невозможности существования Ишвары. Ишваракришна: «Санкхья-карика». 3.Теистическая санкхья Махабхараты, Бхагавад-гиты, Пуран. Проводилось различение между Пракрити и Пурушей, который выступал как «Познающий». Полное освобождение души достигается посредством познания подлинной природы Пракрити и Пуруши, слияния с Ишварой. Ведущие представители этого периода: Асури и Панчашикха. 4.Санкхья Виджнянабхишну (VII в.). Возвращение к теистической санкхье
Эпистемология санкхьи Источником достоверного знания являются три праманы (мера): пратьякша (присутствующий перед глазами) — прямое восприятие смысла; два вида восприятия: нирвикальпа (принимающий без сомнения) — неопределённое восприятие, простое впечатление, не содержащее знание объекта; савикальпа (с сомнением и изменением) — определённое восприятие, обработанное и дифференцированное впечатление, ведущее к знанию; анумана (вывод) — логический вывод; сабда — устное доказательство.
Метафизика санкхьи Исходный пункт метафизики санкхьи, и особенно ее учения о материи, — учение о наличии следствия в причине; следствие и причина понимаются как два состояния (выявленное и невыявленное) одной и той же субстанции. Это приводит к поиску первопричины, не связанной непременно с богом, и к теории эволюции-инволюции в объяснении мира.
Дуализм санкхьи Санкхья, исходя из наличия в познавательной практике человека субъектно-объектных отношений, приходит к выводу о безначальном существовании двух независимых друг от друга реальностей — пуруша и пракрити. Пракрити выступает в роли бессознательного источника мира объектов, а пуруша — необъективируемое сознание, познающее пракрити.
Пуруша Пуруша есть трансцендентальное Я или чистое сознание, это абсолютная, безначальная, неизменная, непознаваемая реальность. Пуруша не только не имеет причину существования, но и не выступает в роли причины чего-либо. В отличие от Адвайта-веданты и Пурва-мимамсы санкхья учит о множественности пуруш.
Пракрити Пракрити есть беспричинная первопричина всех объектов в мире, лишённая сознания. Поскольку это первый принцип (таттва) Вселенной, она называется Прадхана («главное», «важнейшее»). Пракрити независима и активна, состоит из трёх гун: саттва — основа разума, характеризуется тонкостью, легкостью, светом и радостью; раджас — основа энергии, характеризуется активностью, возбуждением и страданием; тамас — основа инерции, характеризуется грубостью, апатией, аморфностью и тьмой. Все физические явления рассматриваются как проявления эволюции Пракрити.
Развитие пракрити Когда гуны находятся в состоянии равновесия (самьявастха), то развитие отсутствует, но под воздействием пуруши происходит нарушение равновесия гун, начинающих образовывать различные комбинации, что порождает мир объектов. Первым проявляется махат (Великий), или буддхи, чистая потенция, в котором ещё отсутствуют субъектно-объектные отношения. Затем возникает аханкара, или индивидуализация, в ней уже есть различие между субъектом и объектом. В зависимости от преобладания одной из трёх гун аханкара бывает трёх видов: вайкарика, или саттвика; тайджаса, или раджаса, бхутада, или тамаса. Из саттвики возникает одиннадцать органов: ум (манас), пять органов восприятия (джнянендрия), пять органов действия (кармендрия). Из тамаса — пять тонких элементов (танматра). Раджаса обеспечивает саттвику и тамасу необходимой энергией для образования своих продуктов. Пять органов восприятия: слух, осязание, зрение, вкус, обоняние. Пять органов действия: руки, ноги, речь, орган выделения, орган размножения. Пять тонких элементов: акаша (эфир), вайю (воздух), теджа (свет), апа (жидкое), притхви (твёрдое).
:: Publish archive by Swami Runinanda स्वामी_आरयूनीनंदा_::
|
|